• «Предварительная группировка» усиливает осознание человеком тактики манипуляции, характерной для дезинформации.
  • Онлайн-игра под названием «Go Viral!» учит игроков, как работает дезинформация, поскольку они пытаются выиграть, делая фейковые новости вирусными.
  • Исследователи обнаружили, что предварительные игры и инфографика могут помочь людям обнаружить манипулятивную, недостоверную информацию.

«Хотя проверка фактов -  жизненно важная работа, она может произойти слишком поздно», - говорит профессор Сандер ван дер Линден , директор лаборатории принятия социальных решений Кембриджского университета в Соединенном Королевстве. «Попытка опровергнуть дезинформацию после ее распространения часто бывает трудной, если не невозможной задачей».

Однако исследования показывают, что людей можно «вакцинировать» против восприимчивости к дезинформации, в первую очередь предотвращая ее распространение.

«Показывая людям методы, которые люди используют для создания фейковых новостей, мы можем помочь создать общую« прививку », а не пытаться противостоять каждой конкретной лжи», - говорит ученая из Кембриджа Гейтс Мелиса Басол .

Это называется предварительным объединением и является предметом нового исследования Лаборатории принятия социальных решений Кембриджского университета. Басол является ведущим автором исследования, а профессор ван дер Линден - его старшим автором.

Лаборатория участвовала в разработке браузерной игры Go Viral! с медиаагентством DROG . В игре игроки узнают, как распространяются фейковые новости, пытаясь получить собственные фейковые новости, чтобы они стали вирусными.

Изучая уловки торговли фейковыми новостями, игроки развивают скептицизм, который помогает им распознавать дезинформацию.

В исследовании также изучается эффективность инфографических изображений, предназначенных для опровержения дезинформации о COVID-19. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) создала изображения в рамках своей программы #ThinkBeforeSharing .

Исследование опубликовано в журнале Big Data and Society .

Играю в неприятную игру, чтобы выиграть

Люди сыграли более чем в 400 000 игр Go Viral !, которая доступна на нескольких языках. Сюда входят занятия, связанные с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которая использует игру как реальное вмешательство в их компанию «Остановить распространение ".

В игре игроки публикуют информацию о COVID-19, которая носит достаточно провокационный характер и вызывает «лайки». Они используют эмоционально окрашенный язык, страх и возмущение - методы, применяемые настоящими заговорщиками, - чтобы аудитория продолжала щелкать и делиться информацией. Когда необоснованная дезинформация игрока становится вирусной, он выигрывает игру.

«Превентивно подвергая людей микродозам тех методов, которые люди используют для распространения фейковых новостей, - говорит профессор ван дер Линден, - мы можем помочь им выявлять и игнорировать их в будущем».

Басол и соавтор доктор Джон Рузенбек сообщили, что серьезные игры, такие как Go Viral! - и другие, такие как Cranky Uncle , играющий на тему изменения климата, - «действительно многообещающие, потому что мы можем применять их как часть образовательных семинаров, школьных программ, университетских курсов, а также автономных вмешательств, к которым может получить доступ любой, у кого есть подключение к Интернету».

Активное против пассивного опровержения плюс тетрис

Одним из двух экспериментов, которые провели исследователи для исследования, было сравнение эффективности Go Viral! и предварительной инфографикой ЮНЕСКО.

Команда поручила 1777 добровольцам оценить 18 твитов. Девять твитов содержали точную информацию, в то время как остальные включали один из трех типов манипуляций, которые люди обычно используют в кампаниях по дезинформации: морально-эмоциональный язык, ложные показания экспертов и конспирологические аргументы.

Затем исследователи попросили участников поиграть в Go Viral! или изучите инфографику ЮНЕСКО. Контрольная группа играла в тетрис 5 минут.

Когда участники вернулись к твитам, только 55% контрольной группы определили дезинформацию, что немного лучше, чем шанс. У зрителей инфографики дела обстоят немного лучше: 61% заметили манипуляции.

74% людей, игравших в Go Viral !, правильно определили твиты, содержащие дезинформацию.

Когда исследователи задали вопрос Go Viral! игроков об их способности обнаруживать фейковые новости в будущем, 67% из них были более уверены в своих силах.

Бустерные выстрелы

Авторы исследования вернулись к 606 участникам через неделю, чтобы проверить, сохранился ли их повышенный скептицизм.

Go Viral! игроки по-прежнему хорошо распознавали дезинформацию, в то время как зрители инфографики вернулись к своей прежней уязвимости.

Басол и доктор Рузенбек предложили игрокам Go Viral! добиться большего успеха, потому что игра «основана на деревьях решений, поэтому люди могут гибко создавать свои собственные повествования, взаимодействовать с другими пользователями и регулярно получать отзывы о своем выборе. Короче говоря, наши серьезные игры затрагивают основные психологические потребности, которые, как известно, повышают мотивацию и вовлеченность по сравнению с другими типами мультимедийного контента ».

В любом случае профессор ван дер Линден сказал: «Люди со временем теряют естественный иммунитет к COVID, и даже вакцинация требует повторных инъекций. Большинство эффектов психологического вмешательства, таких как «оценка точности», исчезают за считанные секунды, минуты или дни, так что неделя на самом деле довольно хороша в контексте! Я с трудом могу вспомнить, что я ел на ужин на прошлой неделе, поэтому с психологией немного сложнее с точки зрения укрепления когнитивной иммунной системы, поскольку мы имеем дело с процессами памяти ».