На протяжении веков врачи с готовностью диагностировали у женщин «истерию», предполагаемое психическое заболевание, которое объясняло любое поведение или симптомы, которые вызывали у мужчин… дискомфорт.

Любовь к письму , симптомы посттравматического стрессового расстройства или депрессии и даже бесплодие - на протяжении большей части двух столетий все это и многое другое могло легко подпадать под «женскую истерию».

На протяжении XVIII и XIX веков женская истерия была одним из наиболее часто диагностируемых «расстройств». Но ошибочное представление о том, что женщины каким-то образом предрасположены к психическим и поведенческим расстройствам, намного старше этого.

На самом деле термин истерия возник еще в Древней Греции . Гиппократ и Платон говорили о матке, истере , которая, по их словам, имеет тенденцию блуждать по женскому телу, вызывая множество физических и психических состояний.

Но что же такое женская истерия, каковы ее симптомы, как врачи «лечили» ее и когда перестали диагностировать ее как заболевание?

Это некоторые из вопросов, на которые мы отвечаем в этой статье «Курьезы истории медицины».

Женская истерия в 18 веке

Хотя первоначальные представления о женской истерии ушли далеко в историю медицины и философии, эта диагностика стала популярной в 18 веке.

В 1748 году французский врач Жозеф Раулен описал истерию как «парообразное недомогание» - болезнь vaporeuse по-французски - болезнь, распространяющуюся через загрязнение воздуха в больших городских районах.

В то время как Раулин отмечал, что истерией могут болеть и мужчины, и женщины, женщины, по его словам, были более предрасположены к этому недугу из-за своей ленивости и раздражительности.

В трактате, опубликованном в 1770–1773 годах, другой французский врач, Франсуа Буассье де Соваж де Лакруа, описывает истерию как нечто сродни эмоциональной нестабильности, «подверженной внезапным изменениям с большой чувствительностью души».

Некоторые из симптомов истерии, которые он назвал, включали: «вздутый живот, удушающая стенокардия [боль в груди] или одышка [затрудненное дыхание], дисфагия [затрудненное глотание], […] холодные конечности, слезы и смех, дрожь [зевота], потягивание [потягивание и зевание], делирий, учащенный пульс и обильная и прозрачная моча ».

Де Соваж согласился со своими предшественниками, что это заболевание в первую очередь затрагивало женщин и что «мужчины редко бывают истеричными».

По его словам, причиной женской истерии часто были сексуальные депривации. Чтобы проиллюстрировать это, он представил случай с монахиней, страдающей истерией, которая вылечилась только тогда, когда доброжелательный парикмахер взял на себя задачу доставить ей удовольствие.

Другим средством «лечения» истерии был месмеризм , предполагаемая психосоматическая терапия, популяризированная Францем Антоном Месмером, немецким врачом, работавшим в Европе 18-го века.

Месмер считал, что на живые существа влияет магнетизм, невидимый ток, который проходит через животных и людей и чьи дисбалансы или колебания могут привести к нарушениям здоровья.

Месмер утверждал, что он может воздействовать на этот магнитный подводный ток и вылечить людей от различных болезней, включая истерию.

Истерия в 19 веке

На протяжении XIX и начала XX века разговоров о женской истерии и ее потенциальных причинах было, пожалуй, еще больше.

Примерно в 1850-х годах американский врач Сайлас Вейр Митчелл, который особенно интересовался истерией, начал продвигать « лечение покоем » как «лечение» этого состояния.

Лечение отдыхом включало постельный режим и строгое воздержание от любой физической и интеллектуальной активности. Митчелл назначал это лечение преимущественно женщинам, у которых, по его мнению, была истерия.

Напротив, он посоветовал бы мужчинам с истерией много заниматься спортом на свежем воздухе.

Известно, что Митчелл прописал лекарство от покоя американской писательнице Шарлотте Перкинс Гилман, которая нашла этот опыт настолько мучительным, что написала « Желтые обои », психологический ужас, отражающий медленное психологическое ухудшение состояния женщины, которую заставили ее врач, ее муж и ее брат пройти это «лечение».

Во Франции нейропсихиатр Пьер Жане, который был наиболее активным в период с 1880-х до начала 1900-х годов, утверждал, что истерия возникает из-за искаженного восприятия человеком физического заболевания.

По его мнению,  истерия - это «нервное заболевание», при котором имеет место «диссоциация сознания», часто характеризуемая такими симптомами, как сомнамбулизм, появление «двойной личности» и непроизвольные судороги.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд тоже интересовался истерией , хотя его взгляды на ее причины меняются на протяжении всей его карьеры.

Он утверждал, что истерия - это преобразование психологических проблем в физические симптомы, часто с элементом эротического подавления.

Сначала он предположил, что симптомы истерии были вызваны травматическими событиями, хотя позже он сказал, что предыдущая травма не была обязательной для развития истерии.

Однако такие истории и гипотезы возникли именно потому, что медицинские трактаты XIX века действительно подчеркивали связь между женской сексуальностью и истерией.

Некоторые врачи 19-го века позорно утверждали, что проблемы с гениталиями могут вызвать психологические проблемы у женщин, включая истерию.

Например, Ричард Морис Бак, канадский психиатр, работавший в конце 19-го века, решил провести инвазивные операции, такие как гистерэктомия, когда врачи удаляют матку, чтобы «вылечить» пациенток от психических заболеваний.

Таким образом, в течение долгого времени истерия оставалась общим термином, который включал в себя многочисленные и очень разные симптомы, укрепляя вредные стереотипы о поле и гендере.

Хотя это «состояние» больше не признается и начало «выходить из моды» в 20 веке, на самом деле это был долгий и неустойчивый процесс.

Первое диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам ( DSM-I ) Американской психиатрической ассоциации (APA), опубликованное в 1952 году , не перечисляло истерию как состояние психического здоровья.

Тем не менее, он снова появился в DSM-II в 1968 году, прежде чем APA снова отказался от него в DSM-III в 1980 году.

Снова и снова исследователи истории медицины указывают на доказательства того, что истерия была не более чем способом описания и патологизации «всего, что мужчины находили в женщинах загадочным или неуправляемым».

И хотя медицинские практики за последние пару столетий изменились несравнимо, исследования по-прежнему показывают, что данных о женщинах в медицинских исследованиях часто мало .

В свою очередь, это продолжает влиять на то, получают ли они правильные диагнозы и лечение, что говорит о том, что обществу и медицинским исследованиям предстоит пройти долгий путь, чтобы гарантировать, что все демографические группы получат наилучшие шансы на надлежащее медицинское обслуживание.