Расстройство дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) - одно из наиболее распространенных психических расстройств, поражающих детей. СДВГ также поражает многих взрослых. Симптомы СДВГ включают невнимательность (неспособность сохранять концентрацию), гиперактивность (чрезмерное движение, не соответствующее обстановке) и импульсивность (поспешные действия, которые происходят в момент без мысли).

По оценкам, 8,4 процента детей и 2,5 процента взрослых страдают СДВГ. 1,2 СДВГ часто впервые выявляется у детей школьного возраста, когда он приводит к перебоям  или проблемам с учебой. Это также может повлиять на взрослых.  Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Симптомы и диагностика

Многие симптомы СДВГ, такие как высокий уровень активности, трудности с сохранением неподвижности в течение длительного периода времени и ограниченная продолжительность концентрации внимания, характерны для маленьких детей в целом. Разница между детьми с СДВГ заключается в том, что их гиперактивность и невнимательность заметно выше, чем ожидалось для их возраста, и вызывают стресс и / или проблемы с функционированием дома, в школе или с друзьями.

СДВГ диагностируется как один из трех типов: невнимательный, гиперактивный / импульсивный или комбинированный. Диагноз ставится на основании симптомов, появившихся за последние шесть месяцев.

Невнимательный тип - часто возникают шесть (или пять для людей старше 17 лет) следующих симптомов:

  • Не обращает пристального внимания на детали или делает ошибки по неосторожности в школе или на работе.
  • Имеет проблемы с сосредоточением внимания на задачах или занятиях, например во время лекций, бесед или долгого чтения.
  • Кажется, что не слушает, когда к нему обращаются ( как-будто находится в другом месте).
  • Не выполняет инструкции, не  справляется с учебой, работой по дому или выполнением служебных обязанностей (может начинать задачи, но быстро теряет концентрацию).
  • Имеет проблемы с организацией задач и работы (например, плохо управляет временем; имеет беспорядочную, неорганизованную работу; срывает сроки).
  • Избегает или не любит задачи, требующие постоянных умственных усилий, такие как подготовка отчетов и заполнение форм.
  • Часто теряет вещи, необходимые для работы или повседневной жизни - школьные документы, книги, ключи, кошелек, мобильный телефон и очки.
  • Легко отвлекается.
  • Забывает о повседневных задачах -  выполнение работы по дому и выполнение поручений. Подростки старшего возраста и взрослые могут забыть перезвонить, оплатить счета и записаться на прием.

Гиперактивный / импульсивный тип - часто возникают шесть (или пять для людей старше 17 лет) следующих симптомов:

  • Суетится, хлопает руками или ногами, корчится на сиденье.
  • Не может сидеть (в классе, на рабочем месте).
  • Бегает или лазает там, где это неуместно.
  • Невозможно спокойно играть или заниматься досугом.
  • Всегда «в движении», как будто приводится в движение мотором.
  • Слишком много говорит.
  • Выдает ответ до того, как вопрос будет закончен (например, может заканчивать предложения людей, не может дождаться, чтобы начать говорить).
  • С трудом ожидает своей очереди.
  • Перебивает других или вторгается к ним (например, вмешивается в разговоры, игры или действия или начинает использовать чужие вещи без разрешения). Старшие подростки и взрослые могут взять на себя то, что сделали другие.

Не существует лабораторных тестов для диагностики СДВГ. Диагностика включает сбор информации от родителей, учителей и других лиц, заполнение контрольных списков и медицинское обследование (включая проверку зрения и слуха), чтобы исключить другие медицинские проблемы. Симптомы не являются результатом того, что человек ведет себя вызывающе, враждебно или не может понять задачу.

Причины СДВГ

Ученые еще не определили конкретные причины синдрома . Есть доказательства того, что генетика способствует СДВГ. Например, у трех из четырех детей с СДВГ есть родственники с этим расстройством. Другие факторы, которые могут способствовать развитию СДВГ, включают преждевременное рождение, травму мозга и курение матери, употребление алкоголя или экстремальный стресс во время беременности.

Лечение

Поведенческая терапия и лекарства могут улучшить симптомы СДВГ. Исследования показали, что сочетание поведенческой терапии и лекарств лучше всего работает для большинства людей, особенно для людей с умеренным и тяжелым СДВГ.

Терапия

Поведенческая терапия направлена ​​на управление симптомами СДВГ. Для детей лечение обычно заключается в обучении родителей и учителей тому, как обеспечить положительную обратную связь о желаемом поведении и последствиях для отрицательного. Хотя поведенческая терапия требует тщательной координации, она может помочь детям научиться контролировать свое поведение и делать правильный выбор. Взрослым с СДВГ может быть полезна психотерапия и поведенческие стратегии, улучшающие структуру и организацию.

Медикаменты

Есть два основных типа лекарств от СДВГ: стимуляторы и нестимуляторы.

Стимулирующие препараты - это высокоэффективные методы лечения, которые безопасно применялись десятилетиями. К ним относятся метилфенидат и амфетамины. Как и в случае со всеми лекарствами, дети, принимающие эти лекарства, должны находиться под тщательным наблюдением родителей и врачей. Два нестимулирующих препарата, атомоксетин и гуанфацин, также показали свою эффективность при лечении симптомов СДВГ. Эти лекарства являются альтернативой для тех, кто плохо реагирует на стимуляторы или предпочитает не стимуляторы.

Некоторые дети испытывают резкое облегчение симптомов при приеме лекарств, и это облегчение продолжается при продолжающемся лечении. Другие дети могут почувствовать только частичное облегчение, или может показаться, что лекарство перестает действовать. Изменение лекарства или корректировка дозы может улучшить ответ. Другим детям и семьям может быть полезна дополнительная терапия, специфичная для проблемного поведения.

Многие взрослые сообщают, что лекарства помогают им лучше контролировать  и организовывать свою жизнь .

СДВГ и ребенок школьного возраста

Учителя и школьный персонал могут предоставить родителям и врачам информацию, которая поможет оценить поведение и проблемы обучения, а также может помочь с поведенческим обучением. Однако школьный персонал не может диагностировать СДВГ, принимать решения о лечении или требовать, чтобы учащийся принимал лекарства для посещения школы. Только родители и опекуны могут принимать эти решения вместе с лечащим врачом ребенка.

Воспитание детей

Дети с СДВГ, как правило, выигрывают от структуры, распорядка и ясных ожиданий. Может оказаться полезным следующее:

  • Составьте четкое расписание.
  • Поддерживайте распорядок дня.
  • Убедитесь, что инструкции понятны - используйте простые слова и продемонстрируйте примером.
  • Сосредоточьтесь на своем ребенке, когда разговариваете с ним / ней. Избегайте одновременного выполнения нескольких задач.
  • Наблюдать. Детям с СДВГ может потребоваться больше присмотра, чем их сверстникам.
  • Поддерживайте общение с учителем ребенка.
  • Моделируйте спокойное поведение.
  • Сосредоточьтесь на усилиях и поощряйте хорошее поведение.

СДВГ и взрослые

Многие взрослые с СДВГ не осознают, что страдают этим расстройством. Комплексная оценка обычно включает в себя обзор прошлых и текущих симптомов, медицинский осмотр и анамнез, а также использование оценочных шкал для взрослых или контрольных списков. Взрослых с СДВГ лечат с помощью лекарств, психотерапии или их комбинации. Также могут быть полезны стратегии управления поведением, такие как способы свести к минимуму отвлекающие факторы и улучшить структуру и организованность, а также вовлечение ближайших членов семьи.