По сравнению с тем, с чем сталкиваются взрослые, может показаться, что детям не о чем беспокоиться. Но у детей есть свои проблемы - и они иногда испытывают стресс, как и взрослые. И стрессы у детей могут быть столь же непосильными, особенно если у них нет эффективных стратегий выживания.

Что детей больше всего волнуют, как они справляются с этими чувствами и что они хотят от родителей?

Дети справляются со своим стрессом как здоровыми, так и нездоровыми способами, и хотя они могут не говорить об этом, они все же хотят, чтобы их родители протянули руку помощи и помогли им справиться со своими чувствами.

Очень важно для родителей научить детей распознавать и выражать свои эмоции и использовать здоровые способы справляться со стрессом, который они испытывают. Направляя их к здоровым навыкам преодоления трудностей, родители могут помочь подготовить детей к преодолению любых стрессов, с которыми они столкнуться на протяжении всей своей жизни.

Дети рассказали, что вызывает у них наибольший стресс.  Больше всего они испытывали стресс из-за: оценок, школы и домашних заданий (36%); семья (32%); друзья, сверстники, сплетни и поддразнивания (21%).

Дети говорят, что они чаще всего используют следующие стратегии выживания (они могут дать более одного ответа):

  • 52% играют или занимаются чем-нибудь активным
  • 44% слушают музыку
  • 42% смотрят телевизор или играют в видеоигры
  • 30% разговаривают с другом
  • 29% стараются не думать об этом
  • 28% пытаются разобраться
  • 26% едят что-нибудь
  • 23% выходят из себя
  • 22% разговаривают с родителями
  • 11% плачут

Около 25% детей заявили, что, когда они расстроены, они пытаются либо удариться головой о что-то, ударять или кусать себя, либо делая что-то еще, чтобы навредить себе. У этих детей также было больше шансов использовать другие нездоровые стратегии выживания, такие как еда, потеря самообладания и удержание проблем в себе.

Идея о том, что дети будут пытаться навредить себе, может шокировать родителей. Но для некоторых детей чувство стресса, разочарования, беспомощности, обиды или гнева может быть непреодолимым. И без возможности выразить или выпустить чувства ребенок может чувствовать себя вулканом, готовым извергнуться - или, по крайней мере, выпустить пар.

Иногда дети винят себя, когда что-то идет не так. Они могут чувствовать стыд, смущение или гнев на себя за ту роль, которую они сыграли в ситуации. Причинение вреда себе может быть способом одновременно выразить стресс и обвинить себя.

Есть важные новости для родителей. Хотя общение с родителями занимает восьмое место в списке самых популярных методов выживания, 75% опрошенных детей заявили, что хотят и нуждаются в помощи родителей в трудные времена. Когда они в стрессе, они хотят, чтобы их родители поговорили с ними, помогли решить проблему, попытались подбодрить их или просто провести  время вместе.

Что могут сделать родители

Возможно, вам не удастся избавить своих детей от разочарования, грусти или гнева, но вы можете предоставить им инструменты, которые помогут им справиться с этими эмоциями.

Обратите внимание вслух. Скажите детям, когда вы замечаете что-то, что они могут чувствовать («Кажется, ты все еще сердишься из-за того, что произошло на детской площадке»). Это не должно звучать как обвинение (например: «Хорошо, что теперь случилось? Ты все еще злишься на это?») Или заставлять ребенка чувствовать себя подавленным. Это просто случайное наблюдение, вам интересно узнать больше о заботах вашего ребенка.

Слушайте своих детей. Попросите их сказать вам, что случилось. Слушайте внимательно и спокойно - с интересом, терпением, открытостью и заботой. Избегайте любого побуждения осуждать, обвинять, читать лекции или говорить своим детям, что они должны были сделать вместо этого. Идея состоит в том, чтобы позволить услышать заботы (и чувства) ребенка. Предложите ребенку рассказать всю историю, задавая вопросы. Не торопитесь, и пусть ребенок тоже не торопится.

Кратко прокомментируйте чувства, которые, по вашему мнению, испытывал ваш ребенок, когда вы слушаете. Например, вы можете сказать что-то вроде: «Это должно быть тебя расстроило» или «Неудивительно, что ты злился, когда тебя не пускали в игру». Это покажет, что вы понимаете, что чувствовал ваш ребенок, почему он так себя чувствовал, и что вам не все равно. Ощущение того, что вас понимают и выслушивают, помогает детям почувствовать связь с вами, а это особенно важно во время стресса.

Сделайте этикетку. Многие дети еще не находят слов для выражения своих чувств. Если ваш ребенок кажется рассерженным или расстроенным, используйте  чувственные слова, чтобы помочь ему научиться определять эмоции по именам. Это поможет выразить чувства словами, чтобы их было легче выразить и передать, что поможет детям развить эмоциональную осведомленность - способность распознавать собственное эмоциональное состояние. Дети, которые могут распознавать и идентифицировать эмоции, с меньшей вероятностью достигают точки кипения поведения, когда сильные эмоции проявляются через поведение, а не через слова.

Помогите детям подумать, чем заняться. Предложите детям занятия, которые помогут им почувствовать себя лучше и решить возникшую проблему. Предложите им придумать пару идей. При необходимости вы можете начать мозговой штурм, но не выполняйте всю работу. Активное участие ребенка укрепит доверие. Поддерживайте хорошие идеи и дополняйте их по мере необходимости. Спросите: «Как ты думаешь, это будет работать?» Иногда говорить, слушать и чувствовать себя понятыми - это все, что нужно, чтобы помочь детям рассеяться. В другой раз смените тему и перейдите к чему-нибудь более позитивному и расслабляющему. Не уделяйте проблеме больше внимания, чем она того заслуживает.

Просто будь там. Иногда дети не хотят говорить о том, что их беспокоит. Постарайтесь уважать это, дайте им пространство и все же дайте понять, что вы будете рядом, когда они действительно захотят поговорить. Даже когда дети не хотят разговаривать, они обычно не хотят, чтобы родители оставляли их одних. Вы можете помочь им почувствовать себя лучше, просто находясь рядом - составляя компанию вашему ребенку и проводя время вместе. Поэтому, если вы замечаете, что ваш ребенок, кажется, подавлен, находится в стрессе или у него плохой день, но при этом он не хочет говорить, предложите что-нибудь, что вы можете сделать вместе. Прогуляйтесь, посмотрите фильм, постройте домик или испеките печенье. Разве не приятно знать, что твое присутствие действительно имеет значение?

Потерпи. Больно видеть своих детей несчастными или обеспокоенными. Но постарайтесь не поддаваться желанию исправить каждую проблему. Вместо этого сосредоточьтесь на том, чтобы помочь им вырасти в хороших решателей проблем - детей, которые знают, как справляться с жизненными взлетами и падениями, выражать свои чувства словами, успокаиваться, когда это необходимо, и приходить в норму, чтобы попробовать еще раз. Помните, что вы не можете исправить все, и что вы не будете решать каждую проблему на протяжении всей жизни вашего ребенка. Но, изучая здоровые стратегии выживания, дети могут справляться со стрессом в будущем.